Роль органов опеки и попечительства в защите прав несовершеннолетних при заключении сделок с недвижимостью

Одной из главных определенных гарантий защиты прав несовершеннолетних при отчуждении жилых помещений, находящихся в их собственности или пользовании, является необходимость получения разрешения органа опеки и попечительства на распоряжение таким имуществом в установленных законодательством случаях.

В соответствии с п.1 ст.6 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органы опеки и попечительства осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов.

Условно права несовершеннолетних при отчуждении жилых помещений можно разделить на две группы:

1) права несовершеннолетних, не являющихся собственниками недвижимого имущества;

2) права несовершеннолетних, являющихся собственниками (сособственниками) недвижимого имущества.

В первом случае права несовершеннолетних охраняются, прежде всего, нормой п.4 ст. 292 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), в соответствии с которой отчуждение жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), если при этом затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц, допускается только с согласия органа опеки и попечительства.

Во втором случае несовершеннолетние, будучи собственниками (сособственниками) недвижимого имущества, оказываются непосредственными участниками сделок с этим имуществом. В целях повышения уровня защиты прав несовершеннолетних законодатель установил обязательное предварительное разрешение органа опеки и попечительства на совершение сделок с недвижимым имуществом несовершеннолетних (п.2 ст. 37 ГК РФ).

Можно выделить следующие случаи, в которых необходимо получить предварительное разрешение органа опеки и попечительства:

— отчуждение имущества, принадлежащего несовершеннолетнему в возрасте до четырнадцати лет, законными представителями или дача согласия законными представителями на отчуждение такого имущества несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет;

— передача в аренду, в залог, сдача внаем, предоставление в безвозмездное пользование имущества, принадлежащего несовершеннолетнему в возрасте до четырнадцати лет, законными представителями или дача согласия законными представителями на совершение таких сделок несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет;

— дача согласия законным представителем несовершеннолетнему в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет на отказ от права преимущественной покупки доли в праве общей собственности на имущество или отказ законных представителей от имени несовершеннолетнего в возрасте до четырнадцати лет от указанного права;

— заключение договора участия в долевом строительстве от имени несовершеннолетнего в возрасте до четырнадцати лет их законными представителями или дача согласия законным представителем несовершеннолетнему в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет на заключение договора участия в долевом строительстве;

— дача согласия законным представителем несовершеннолетнему в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет на выдел долей, раздел имущества, принадлежащего несовершеннолетнему, или осуществление указанных действий законными представителями несовершеннолетнего в возрасте до четырнадцати лет;

— дача согласия законным представителем несовершеннолетнему в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет на совершение сделки, влекущей уменьшение имущества несовершеннолетнего, в том числе уменьшение доли в праве общей долевой собственности, или осуществление указанных действий законными представителями несовершеннолетнего в возрасте до четырнадцати лет;

Таким образом, в настоящее время разрешение на любую сделку в интересах несовершеннолетних оформляется в виде распоряжения или постановления, выданного территориальным отделом социальной защиты населения муниципального образования за подписью его руководителя.

Следует иметь в виду, что органы опеки и попечительства самостоятельны в принятии вышеуказанных решений. В случае получения отказа органов опеки и попечительства дать разрешение на сделку, обжаловать такое решение можно только в судебном порядке.

Органы опеки и попечительства, проверяя законность сделки по отчуждению недвижимости, устанавливают, соответствует ли она интересам несовершеннолетнего и не ухудшаются ли условия проживания несовершеннолетнего, если он не является собственником в отчуждаемом жилом помещении, или не уменьшается ли его собственность в случае, если несовершеннолетний является собственником квартиры.

Во избежание возникновения споров в будущем разрешение на совершение сделки должно соответствовать следующим требованиям: выражено ясно и недвусмысленно, в нем должно содержаться указание на то, какую именно сделку (купли-продажи, мены, залога и т.п.) и на каких условиях разрешается заключить. Но главный критерий в данном случае -подобные условия не должны каким бы то ни было образом умалять имущественные права и ущемлять законные интересы несовершеннолетнего (например, если в результате совершения сделки несовершеннолетний приобрел право собственности на жилую площадь меньшую, чем на которой проживал (имел право) до совершения сделки).

В связи с тем, что все права на недвижимое имущество и сделки с ним регистрируются в Управлении, то непосредственно разрешение, выданное органом опеки и попечительства, на совершение сделок попадает в этот орган. Однако следует отметить, что регистрационная служба не контролирует выполнение условий, указанных в распоряжении органа опеки и попечительства.

В целях недопущения возможного нарушения предусмотренного разрешением органа опеки и попечительства условия продажи жилого помещения (что может повлечь за собой признание сделки недействительной в судебном порядке) необходима дальнейшая проверка его фактического выполнения. С этой целью в тексте постановления (распоряжения) должно быть указано, что законные представители несовершеннолетнего (лица, осуществившие отчуждение жилого помещения, право на которое принадлежало несовершеннолетнему) в течение 1 месяца с даты государственной регистрации сделки и права собственности на отчужденное жилое помещение должны представить письменное доказательство выполнения вышеуказанного условия в орган опеки и попечительства. Данная стадия проверки является заключительной в защите прав несовершеннолетнего при совершении сделок с недвижимым имуществом.